1124 - 1204
Алиенора Аквитанская была одной из богатейших и наиболее
влиятельных женщин средневековой Европы. Она была герцогиней Аквитании,
королевой Франции (1137—1152) и королевой Англии (1154—1189).
В 1137 после смерти отца,
Алиенора
унаследовала герцогство Аквитании
и графство Пуатье. Затем она вышла замуж за принца Людовика, будущего короля Людовика
VII. Вскоре после своего прибытия на французский двор, Алиенора стала
навязывать нравы и обычаи Пуатье, которые были, по ее мнению, более изысканные и
менее мрачные, чем парижские. Она вводит новые привычки в еде (как например,
варенье), в моде (яркие цвета и V-образные декольте), в текстиле и насаждает
южный этикет.
Алиенора
решает преобразовать Париж в центр искусства и красоты. Молодую
королеву критикуют за её поведение и за шокирующие наряды. Она не нравится
французскому двору своим влечением к роскоши. Под её влиянием женский наряд
становится более утонченным. Она вводит новый тренд – блио, длинная верхняя
одежда. Наряд стал более облегающим от лифа до бедер и одевалась с декоративным ремнем
или поясом. По бокам лифа от подмышек
до бедер имелись разрезы со шнуровкой из лент, которые позволяли затягивать ткань, а юбка была широкого покроя. Шелк был тщательно
украшен и массивно вышит дорогостоящими металлическими нитями. В моде были синие, серые,
бургундские и коричневые цвета.
Алиенора участвовала в неудачном втором крестовом походе со
своим мужем в 1147. Ей было разрешено аннулировать свой первый брак с королём
Людовиком VII в 1152. Спустя совсем немного времени она обручилась с Генрихом,
герцогом Нормандии. Вскоре после этого, в 1154, он стал Генрихом II, королем Англии. Как и в
Париже, Алиенора начала превращать примитивную Англию в прославленный королевский двор. Она
знакомила с искусством, макияжем, романсом и поэзией. Алиенора бросала вызов
традициям везде, где она появлялась.
За поддержку сына в бунте против Генриха II, в 1173 году она
была заключена в тюрьму, где оставалась до 1189. Освобождена она была после
смерти Генриха II, когда на престол взошел ее сын Ричард I. Как королева-мать она взяла в свои руки
бразды правления и с первоклассным мастерством оказывала огромное влияние на
политику практически до восьмидесяти лет. Алиенора Аквитанская пережила Ричарда,
и еще семерых из десяти своих детей.
Вскоре после своей смерти, Алиенора стала источником вдохновения
для сказочников, менестрелей и поэтов. Историки и практически все священники
сделали из неё образец скандальной женщины. Алиенора нарушила установленный порядок
как минимум дважды. Первый раз, обратившись с просьбой и получив развод с
королем Франции. И второй раз, освобождая себя от опеки своего второго мужа,
Генриха, против которого она выступила на стороне своего сына. И это не считая
ее любовных дел, которые, конечно, не все были просто легендами.
На королевском дворе в Пуатье, Алиенора отдавала большую
часть своего огромного богатства и авторитета покровительству восходящих
артистов всех областей. Она наиболее известна продвижение трубадуров, поющих
поэтов и писателей искусства куртуазной любви и романсов. Она не только
читала и слушала легенды, но и в равной степени поощряла составление романсов о
ней, что стало определенной проблемой для биографов. Она была покровительницей
таких
литературных деятелей, как Вас, Бенуа де Сент-Мор, Бернарта де Вентадорн и
Кретьена де Труа.
Ее жизнь давно связана с капризами народного воображения,
которое как превозносило её, так и относилось к ней враждебно. До конца 19-го века жизнь Алиеноры
была покрыта густым туманом мифов.
1124 - 1204
En 1137 après la mort de son père, Aliénor hérita du duché d'Aquitaine et du comté de Poitiers. Ensuite elle épousa le prince Louis, future rois Louis VII. Peu après son arrivé à la cour de France, Aliénor y imposa les mœurs et coutumes de Poitiers, qu'elle voyait plus raffinés et moins moroses que ceux de Paris. Elle introduit de nouvelles habitudes alimentaires (comme par exemple les confitures), la mode (les couleurs vives et les décolletés échancrés), des textiles et l’étiquette du sud. Elle décida de transformer Paris en centre de l’art et de la beauté. La jeune reine est critiquée pour sa conduite et ses tenues jugées choquantes. Mais aussi elle déplaît à la cour de France par ses goûts luxueux. Sous son influence les tenus des femmes devinrent beaucoup plus élaborés. Elle introduisit une nouvelle mode – bliaud, un long vêtement de dessus. Il devint plus serré autour du corsage jusqu’aux hanches et fut porté avec une ceinture décorée. Le corsage avait des fentes de deux côtés de aisselle jusqu’aux hanches avec un laçage en ruban pour pouvoir serrer le tissu. La jupe avait une coupe large. La soie était richement embellie accompagné de nombreuses broderies faites de coûteux fils métalliques. Bleus, gris, bordeaux, tons de terre furent des couleurs à la mode.
Aliénor participa dans la deuxième croisade échouée avec son mari en 1147. Aliénor fut accordée l’annulation de son premier mariage avec le roi Louis VII en 1152. Peu après elle se fiança à Henry, duc de Normandie. Sous peu en 1154 il fut couronné le roi d’Angleterre sous le nom d’Henry II. Comme à Paris, Aliénor commença à tourner l’Angleterre primitive en cour glorieuse. Elle introduisit l’art, le maquillage, le roman d'amour et la poésie. Aliénor défia la tradition partout où elle alla.
À cause de son soutien à son fils en révolte contre Henri II, elle fut emprisonnée entre 1173 et 1189. Lorsque Henri II fut mort, le nouveau roi et son fils, Richard I, la relâcha immédiatement. Comme la Reine Mère, elle prit les rênes du gouvernement avec une habileté de premier ordre et exerça une grande influence sur la politique jusqu'à ce qu'elle fût à peu près quatre-vingts ans. Aliénor d'Aquitaine, survit Richard et sept autres de ses 10 enfants.
Peu après sa mort, elle devient une source d'inspiration pour les conteurs, les ménestrels et les poètes. Les historiens, presque tous gens d'Église, en font l'archétype de la femme scandaleuse. C'est qu'Aliénor a bafoué l'ordre établi par deux fois au moins. La première, lorsqu'elle a demandé et obtenu le divorce avec le roi de France. La seconde, en s'émancipant de la tutelle de son second mari, le roi Henri, contre lequel elle prend parti aux côtés de ses fils. Sans compter ses aventures amoureuses, qui ne relèvent certainement pas toutes de la légende.
À la cour royale de Poitiers, Aliénor dédia beaucoup de ses richesses et de son prestige afin de patronner des artistes prometteurs dans tous les domaines. Quand bien même elle fut la plus connue pour la promotion des troubadours, des poètes chantants, des écrivant de l’art de l’amour courtoise et de romances. Elle non seulement lut et écouta des légendes, mais aussi également encouragea la composition des romances sur elle, ce qui fut un problème pour des biographes. Elle était le patron des figures littéraires comme Wace, Benoît de Sainte-Maure, Bernart de Ventadorn et Chrétien de Troyes.
Sa vie fut longtemps liée aux caprices de l'imagination populaire à la fois exaltante et hostile. Jusqu'à la fin du 19ème siècle la vie d’Aliénor fut caché au milieu d'un brouillard dense de mythe.
1124 - 1204
Eleanor of Aquitaine was one of the wealthiest and most powerful women in Europe during the Middle Ages. She was Duchess of Aquitaine, Queen of France (1137–1152) and Queen of England (1154–1189).
After father’s death in 1137, Eleanor succeeded to the duchy of Aquitaine and to the county of Poitiers. Then she married Prince Louis, future King Louis VII. Right after her arrival to the court of France, she imposed mores and customs of Poitiers, which she saw as more refined and less bleak than Parisian ones. She introduced new food habits (such as jam), new fashion (vivid colors and low V-shaped necklines), new textiles and southern etiquette. She decided to transform Paris into a center of art and beauty. The young queen was criticized for her behavior and costumes jugged shocking. As well, the French court did not like her much because of her expensive tastes. Under her influence, women’s apparels turn out to be much more elaborate. She introduced a new trend – the bliaut, a long over garment. It became tighter around the bodice down to the hips and was worn with a decorative belt or girdle. The bodice had slits on the sides from underarm to hip with a ribbon lacing, which could tighten the fabric. The skirt was cut wide. The silk was highly embellished and heavily embroidered in costly metallic threads. Blues, grays, burgundies and earth tones were popular.
Eleanor participated in the unsuccessful Second Crusade with her husband in 1147. Eleanor was granted the annulment of the first marriage with King Louis VII in 1152. Soon she became engaged to Henry, Duke of Normandy. Shortly after, in 1154, he was crowned king of England as Henry II. As in Paris, Eleanor started to turn primitive England into an illustrious court. She introduced art, make-up, romance and poetry. Eleanor challenged tradition everywhere she went.
For supporting her son in revolt against Henry II, she was imprisoned between 1173 and 1189. When Henry II died the new king and her son, Richard I, immediately released her. As Queen Mother she took up the reins of government with first-rate skill and exercised great influence on politics till she was nearly eighty. Eleanor of Aquitaine survived Richard and seven others of her 10 children.
Not long after her death Eleanor became a source of inspiration for storytellers, minstrels and poets. Historians and almost all clergymen made from her an archetype of a scandalous woman. This is Eleanor broke the established order at least twice. The first time, when she applied for and obtained a divorce from the King of France. The second one, by emancipating herself from the tutelage of her second husband, Henry, against whom she takes part alongside his son. Besides her love affairs, which certainly not all were just legends.
At the royal court at Poitiers, Eleanor dedicated much of her immense wealth and prestige toward the patronage of rising artists in all areas, though she is best known for her promotion of troubadours, singing poets and of writers on the art of courtly love and of romances. She not only read and listened to legends, but also equally encouraged the composition of romances about her, presenting a problem for biographers. She was the patron of literary figures such as Wace, Benoît de Sainte-Maure, Bernart de Ventadorn, and Chrétien de Troyes.
Her life had long been bound to the whims of popular imagination both exalting and hostile. Until the late 19th-century Eleanor's life lie hidden amidst a dense fog of myth